В этот возрастной период начинается бурное и стремительное овладение речью. Каждый день в словаре малыша появляется несколько новых слов, а к 2 годам он научается складывать предложения.
От простейших, из двух-трех слов, до довольно сложных. Малыш уже умеет выразить свои желания, планы («я буду гулять», «я сделаю дом»), что говорит о развитии мышления.
В этот период очень важна роль окружающих малыша взрослых. Ведь его речь, жизненные представления формируются на основании того, что он слышит и видит вокруг себя.
Больше разговаривайте с ребенком, старайтесь сопровождать все ваши совместные действия комментариями, чаше обращайтесь к нему с просьбами, вопросами.
Малыш старается повторить новые слова, забавно коверкает их, по-своему упрощает произношение.
Не поддавайтесь желанию ввести забавное словечко в семейный обиход. Ребенок так и запомнит его неправильно, потом придется переучиваться.
Чтобы речь ребенка развивалась нормально, разговаривайте с ним правильным «взрослым языком», спокойным тоном. Не раздражайтесь, если малыш не сразу выговорит нужное слово.
Учтите, что речевые навыки, как и любые другие в этом возрасте, закрепляются довольно медленно.
Очень помогают развитию мышления и речи стихи. Их ритмический строй способствует запоминанию. Поэтому чаще декламируйте детские стихи вместе с ребенком, побуждайте его к самостоятельному чтению наизусть.
В ясельном возрасте психоэмоциональное развитие ребенка получает мощный импульс — ребенок научился ходить.
Границы его мира сразу намного расширяются. Ребенок стремится к новым впечатлениям, начинает самостоятельно знакомиться со многими досягаемыми для него предметами и явлениями.
Это абсолютно естественный и необходимый для его развития процесс. А домашних его активность нередко приводит в ужас.
Всюду лезет, все берет, пробует на вкус, бросает, проливает. Да и небезопасно это! Недавно порезался кухонным ножом, может обжечься, отравиться, выпасть из окна.
Однако не торопитесь осаждать малыша многочисленными «нельзя!», сажать его в манеж, наказывать. Такими мерами можно навсегда погасить любознательность малыша, на всю жизнь убить в нем тягу к новому.
Наоборот, старайтесь в разумных пределах поощрять этот исследовательский азарт. Психологи установили, что за первые 5 лет жизни ребенок получает столько знаний и ярких впечатлений, что его характер к 5 годам в основном уже сформирован.
Но при этом, конечно, следует оградить малыша от опасности получить бытовую травму.
Поэтому надо убрать в недоступные для него места лекарства, токсичные химические препараты, острые и бьющиеся предметы, обезопасить электроприборы и электрические розетки и т. д.
Соблюдение этих несложных правил убережет малыша от
несчастья.