Ученые-медики, педагоги, психологи отмечают, что период адаптации к детским дошкольным учреждениям требует от ребенка большого нервно-эмоционального напряжения.
Ему предстоит приспосабливаться к незнакомым людям, к детскому коллективу, где поначалу его ждет много трудностей.
Неожиданно оказавшись в новой обстановке, ребенок проявляет недовольство, страх, протест. Это естественная защитная реакция его неустойчивой пока нервной системы.
Иногда период адаптации проходит настолько тяжело, что ребенок заболевает.
Родители, как правило, ищут причину болезни в простуде, инфекции, а на самом деле это последствия эмоционального стресса, который угнетает защитные силы организма тем сильнее, чем возбудимее ребенок.
Как правило, здоровые дети привыкают к новым условиям за несколько дней, и таких последствий у них не возникает.
Тем не менее, чтобы облегчить ребенку период адаптации, подготовку к посещению детского сада надо начинать заранее, по крайней мере за месяц.
Родители должны ознакомиться с принятым там режимом дня и постепенно корректировать домашний режим ребенка.
Большое значение имеет и эмоциональный настрой. Надо говорить с малышом о предстоящем событии как о радостном, интересном: там будет много детей, новых игрушек, добрая воспитательница; тебе там будет очень хорошо, вечером ты мне расскажешь, как вы играли, и т. д.
Недопустимо выражать вслух при ребенке свои сомнения и опасения по этому поводу.
Следует приучать ребенка к новой обстановке постепенно: в первый день оставить его в яслях на 2—3 часа, потом до обеда, несколько дней забирать после обеда, так, чтобы он освоился и привык без большого напряжения и срывов.
Необходимо и в выходные дни, когда ребенок дома, придерживаться режима дня, принятого в яслях. Резкие изменения режима даже на протяжении всего нескольких дней выбивают ребенка из привычного ритма, вновь и вновь требуют от него перестройки, а это дается ему с большими трудностями, вызывает излишнюю нервозность.
Период жизни ребенка от 3 до 7 лет — дошкольный возраст.
Это новый важный этап в развитии детского организма, который имеет свои характерные особенности. В 4—5 лет рост детей увеличивается сравнительно медленно, всего на 5—6 сантиметров в год.
Но в 6—7 лет наступает так называемый первый период вытягивания, когда за год ребенок вырастает на 10 и более сантиметров. Прибавка в весе составляет в среднем 2 килограмма в год.
Очень заметно изменяются пропорции телосложения. Если до 3 лет длина туловища больше нижних конечностей, относительно велика голова, то в дошкольном возрасте быстрее растут конечности.
К 7 годам длина ног увеличивается примерно в 3 раза, а длина туловища — в 2 раза по сравнению с их длиной у новорожденного- Это происходит за счет быстрого роста трубчатых костей (плечо, предплечье, кисть, бедро, голень).
Изменяется и осанка, походка. В дошкольном возрасте заканчивается формирование физиологических изгибов позвоночника, суставов, свода стопы. Прогрессирует минерализация костной ткани.
Мышечно-связочный аппарат становится заметно совершеннее, развиваются мелкие мышцы, ребенку лучше удаются тонкие движения — работа с мозаикой, конструктором, рисование. Улучшается координация движений. Уменьшается толщина подкожной жировой клетчатки, исчезают младенческие складочки кожи.
Изменяется соотношение грудной и брюшной полости. Брюшная полость оказывается относительно меньше.
Усиливается тонус мышц живота, исчезает его младенческая выпуклость, живот подтягивается.
Желудок постепенно занимает горизонтальное положение, завершается формирование практически всех отделов кишечника. Запирательные клапаны, отделяющие один отдел желудочно-кишечного тракта от другого, развиты довольно хорошо, поэтому у детей дошкольного возраста прекращаются срыгивания.
Пищеварительная способность повышается, но остается по-прежнему высокой чувствительность к патогенным микробам, токсинам.
Родителям следует следить за своевременным опорожнением кишечника ребенка, вырабатывать рефлекс на время, высаживая его на горшок утром, лучше после завтрака. Регулярное подавление рефлекса на дефекацию ведет к появлению стойких запоров, требующих специального лечения.
К 3—3,5 года полностью прекращается рефлекторное ночное мочеиспускание. Происходит это постепенно, в 2,5—3 года ребенок время от времени еше просыпается мокрый, а после 3 лет непроизвольное мочеиспускание по ночам прекращается.
Если же оно продолжается, следует обратиться к врачу. Возможно, это связано с замедлением созревания нервной системы или с заболеванием мочевых путей, и ребенку понадобится лечение у врача-специалиста.
Центральная нервная система дошкольника продолжает совершенствоваться. Закрепляются старые и вырабатываются новые условные рефлексы. Последние успешно образуются и на слово.
Но опять-таки надо помнить, что закрепляются они гораздо медленнее, чем разрушаются. Процесс возбуждения еще довольно неустойчив, быстрее сменяется торможением, переключением на другую зону коры головного мозга.
Однообразная деятельность утомляет уже через 15—25 минут.
Речь у дошкольника становится активной, в его словаре около 2000 слов. В 5—6 лет ребенок правильно употребляет все части речи, строит довольно сложные предложения.
Очень хорошо запоминает стихи, "короткие рассказы, сказки, но запоминание еще непроизвольное.
Мышление конкретное, то есть на основе зрительного восприятия, накопленного жизненного опыта. Поэтому такое большое значение имеют наглядные пособия, книги с картинками.
Для этого возрастного этапа характерно бурное формирование воображения, фантазии. Ведущим видом деятельности становится ситуационная игра, развивающая волю ребенка, так как подчиняет его желания требованиям ситуации.
Обычно к 5—6 годам ребенок хорошо произносит все звуки. Если же дефекты речи к этому возрасту не исчезают, надо проконсультироваться у логопеда.
К началу обучения в школе все дефекты речи должны быть исправлены.