Первая помощь ребёнку при остановке дыхания
При остановке дыхания грудная клетка ребенка становится неподвижной. Следует немедленно начинать искусственное дыхание.
В первую очередь надо расстегнуть на пострадавшем одежду, сдавливающую грудную клетку и живот, положить его на спину на твердую поверхность, запрокинуть голову назад, подложив под плечи небольшой валик из свернутой одежды, полотенца.
Оказание помощи утонувшему начинают с освобождения легких от воды (если заметен синюшный оттенок кожи). Ребенка в таком случае кладут грудью на скамью, на согнутое колено так, чтобы голова свисала вниз.
Полость рта очищают от инородных тел — слизи, песка, ила — пальцем, обернутым чистой марлей или носовым платком. Подготовительные мероприятия надо проводить быстро, не дольше, чем за минуту.
Искусственное дыхание заключается во вдувании воздуха в дыхательные пути пострадавшего в ритме, близком к естественному. Для детей это 15—18 вдуваний в минуту.
Существует несколько способов проведения искусственного дыхания: «изо рта в рот», «изо рта в нос», «изо рта в нос и рот».
При способе «изо рта в рот» воздух вдувают в рот пострадавшего, при этом нос следует осторожно зажать пальцами. При способе «изо рта в нос» искусственное дыхание производят через нос ребенка.
Этот способ применяют, если полость рта травмирована (ожог, порез или когда зубы пострадавшего крепко стиснуты).
Детям в возрасте до 2 лет искусственное дыхание осуществляют способом «изо рта в нос и рот». Как говорит само название метода, воздух вдувают через нос и рот одновременно.
Начинают с одного-двух пробных вдуваний, наблюдая при этом за грудной клеткой ребенка.
Оказывающий помощь делает глубокий вдох, охватывает губами рот или нос пострадавшего или нос и рот одновременно и делает выдох, раздувая его спавшиеся легкие. При этом грудная клетка ребенка заметно расширяется, приподнимается.
Затем следует отстраниться от пострадавшего и снова глубоко вдохнуть — подготовиться для следующего вдувания. За это время у пострадавшего происходит пассивный выдох — воздух выходит из легких, грудная клетка вновь уменьшается в объеме.
Если же грудная клетка осталась неподвижной, значит, что-то мешает доступу воздуха в легкие.
В этом случае следует еще раз внимательно осмотреть полость рта, гортань пострадавшего, дополнительно очистить их и избрать другой метод проведения искусственного дыхания.
Так, если применялся метод « изо рта в рот», то нужно прибегнуть к способу «изо рта в нос».
Делая искусственное дыхание ребенку, необходимо помнить, что объем его легких меньше, чем у взрослого. Поэтому вдувать воздух надо умеренными порциями, чтобы не травмировать его дыхательные пути.
Рис. Методы проведения искусственного дыхания: а — изо рта в рот; б — изо рта в нос; в — изо рта в нос и рот
Осуществлять искусственное дыхание следует до тех пор, пока не восстановится естественное дыхание ребенка или пока не прибудет медицинская помощь (рис. 5).